Без рубрики

8 ОКТЯБРЯ

Работы по изготовле­нию автомобиля нача­лись на 1-м автоброне­танковом заводе (бывш. Русско-Балтийском) в 1920 г. и продолжались два го­да. Целиком был сделан из отечественных материалов. Мощность двигателя равнялась 40 лош. силам, вес — 70 пу­дам, максимальная ско­рость — 85 верстам в час, количество мест —7. Рабочие предназначили свой первый автомобиль Председателю ВЦИК М. И. Калинину. В своем письме к нему они пи­сали: «Дорогой товарищ Михаил Иванович. Правление фабрично-заводскими пред­приятиями Броневого ведомства «Промбронь», рабочие, завком, ячейка РКП и за­водоуправление 1-го Бронетанкового авто­мобильного завода счастливы преподнести Вам — Всероссийскому старосте и старей­шему металлисту первый русский автомо­биль выпуска 1922 года, созданный рево­люционным трудом рабочих 1-го БТАЗа…Первый Красный автомобиль — не толь­ко бездушный механизм. Нет, он — мораль­ный фактор в деле строительства новой жизни народов, освободившихся и освобож­дающихся от цепей капитализма. Пусть этот первый красный автомобиль явится без­молвным, но красноречивым сотрудником в работах Всероссийского старосты, отда­вая в помощь ему все свои 40 лошадиных».
«Всероссийский староста» М. И. Калинин выступил с краткой приветственной речью. «Товарищи, – говорил он, – разрешите приветствовать вас, рабочих и технические силы, с выпус­ком 1-го советского автомобиля, — сказал Михаил Иванович. — …Сегодня мы присут­ствуем на празднестве возрождения техни­ческих сил России и моральной силы Крас­ной Армии. Выпуск 1-го автомобиля проби­вает первую брешь в нашей технически слабой стране. Несмотря на то, что на фронтах мы вы­шли победителями, борьба продолжается. Она перешла на другой фронт — экономи­ческий, и в этом поле зрения 1-й автомо­биль является одним из бесчисленных хо­роших всходов на вспаханном революцией поле. 1-й автомобиль не является простой без­душной машиной, он олицетворяет волю, желание и стремление рабочих и техников сравняться с западноевропейской и амери­канской техникой. В Европе период застоя, у нас же период возрождения. Одна ласточка весны не делает, и потому 1-й выпущенный автомобиль должен явиться лишь звеном огромной цепи. Сегодняшнее торжество должно объединить рабочих, крестьян и честных интеллигентных тружеников стремлении в наикратчайший срок поит нога в ногу с новейшими достижениями западной и американской техники. Сегодня Советская Россия приступает к экономическому соревнованию с техникой, находящейся в руках капиталистов. Хватит ли у нас силы на это, как и 4 года тому назад? Можно с уверенностью сказать, что да, хватит» (Известия, 1922, 10 октября). В ответном слове рабочие выразили решимость одержать победу в мирном соревновании с капиталистами.

На этом автомобиле М.И.Калинин уехал на Красную площадь принимать парад бронечастей Красной Армии.

В тот же день на Красной площади состоялся митинг в честь выпуска первого советского автомобиля. Всего было выпущено пять экземпляров этого автомобиля.