Публикуемые на этом сайте материалы охватывают период истории СССР с 1921 по 1929 годы. Собственно, они и есть документы этого периода – жизни страны в течение десяти лет после окончания гражданской войны. Но при этом, хотелось бы обратить внимание читателя на следующие обстоятельства: Если спросить любого человека, от юного школьника до глубокого старика, что такое ИСТОРИЯ, то получим ответ, в обобщающем виде – это наука, изучающая прошлое. Если суммировать множество определений, приводимых в различных энциклопедиях, справочниках, то термин история происходит от греч. istoria – исследование, рассказ, повествование о том, что узнано, исследовано. А если быть более дотошным в переводе с греческого, – «говорить так, как будто сам при этом присутствовал». И кто же из историков присутствовал при описываемых ими событиями, встречался с историческими персонажами и т.д.? Никто!То есть, историк пользуется, если можно так выразиться, «свидетельскими показаниями» и документами той эпохи, которую пытается исследовать. Но и свидетельские показания и документы могут быть разными, достоверными и недостоверными, подлинными и фальшивыми и т.д. Отсюда и труды историков по одной и той же проблеме могут разительно отличаться друг от друга. Также труды историков могут отличаться и по другой причине. Существуют довольно-таки расхожие мнения: « история – это политика, перевернутая в прошлое», «история – служанка политики». Должно признать, что историки-конъюнктурщики внесли немалую долю в компрометацию этой науки. А некоторые их воззрения и установки так прижились, что существуют и проявляются и по сей день! Относительно отечественной истории ХХ века. Во многих учебниках, учебных пособиях и трудах видится тень незабвенного «Краткого курса истории ВКП(б)» 1938 г. Скажем, периоды 20-30-гг., – это индустриализация, коллективизация, культурная революция, борьба за власть в высшем руководстве. Соответственно и повествование по четко определенной схеме: партия решила (на таком-то съезде, конференции, пленуме) массы ответили – есть. И началась единодушная всенародная «борьба» за выполнение этих «исторических решений». Сегодня же в связи с массой открывшихся, ранее неизвестных, документов многие события ушедшей эпохи трактуются более широко и даже более эмоционально. Но во многом это в направлении давно заданным «Кратким курсом истории ВКП(б)» 1938 года. При всем этом, реальная многообразная повседневная жизнь страны, людей, населявших ее, оказались практически вне поля зрения историков и исторической науки. А именно это поколение вырастило и воспитало поколение будущих защитников Отечества. Из 100 мальчиков, рожденных в 1923 году, в Великой Отечественной войне выжило только 3.
Материалы этого сайта – итог многолетней, очень кропотливой работы по сбору и обработке материалов, документов, свидетельств и др. Были изучены и использованы центральные газеты: «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Беднота», «Гудок», «Комсомольская правда», «Пионерская правда», региональные «Рабочая Москва», «Красная газета», «Советская Сибирь», «Волжская коммуна», «Бурят-Монгольская правда» и др. Журналы: «Красная Нива», «Красная панорама», «Огонек», «Смена», «Прожектор», «Известия ЦК ВКП(б), «Известия ЦК КПСС», «Советская работа», «Безбожник», «Безбожник у станка», «Красноармеец», «Красная молодежь», «Красный флот», «Работница», «Радио всем», «Радиослушатель», «За рулем», «Кино», «Экран», «Деревенский коммунист», «Доброхим», «Вестник искусства»,«Новый зритель» и др. А также материалы Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива новейшей истории, Российского государственного архива литературы и искусства, ряда областных архивов. Справочные издания: БСЭ (все издания), «Советская военная энциклопедия» (СВЭ) (1976—1980), «Деятели СССР и революционного движения России. Энциклопедический словарь Гранат»(1989), Советская историческая энциклопедия (1961-1976). Сведенные воедино, расположенные в хронологическом порядке, день за днем, в целом они дают представление о реальной жизни страны в первое десятилетие после окончания гражданской войны.
Комментарии отсутствуют. Читатель вправе сам делать выводы и обобщения. Итак, день за днем великой страны, глазами поколения 1920-х гг. Будем признательны за критику (по существу), дополнения, замеченные неточности.
Нарком путей сообщения Ф.Э.Дзержинский прибывает в
Екатеринбург. Проводит совещание с
руководящими работниками губернии о подготовке Пермской железной дороги к
усиленным перевозкам продовольствия в Центральную Россию из Сибири.
В Москве в новом помещении (Тверская, 61, б. Арс),
открывается Театр для детей, идет «Жемчужина Адальмины» в постановке Н.Волконского.
Руководит театром Н. И. Сац.
Наталия Сац
Сац Наталия Ильинична
Сац Наталия Ильинична (27 08.1903 г., Иркутск – 18.12. 1993 г. – 18.12.1993, Москва) В 1917 г. окончила Музыкальный техникум им.А.Н. Скрябина. В 1918 г. заведующая детским сектором в Театрально музыкальной секции Московского Совета рабочих депутатов. В 1920 г. руководитель Государственного театра для детей. В 1921 – 1937 гг. директор Московского театра для детей. В августе 1937 г. арестована как “член семьи изменника Родины” (муж Вейцер Израиль Яковлевич нарком внутренней торговли). В 1942 г. освобождена. В 1943 г. режиссер Алма-атинского театра оперы и балета. В 1944 г. создала в Алма Ате Театр для детей и юношества. В 1958 г. вернулась в Москву. В 1965 г. создала первый Музыкальный театр для детей. Член Союза писателей СССР (1962). Автор книг “Дети приходят в театр” (1961), “Новеллы моей жизни” (1984 1985), “Жизнь — явление полосатое” (1991). Народная артистка СССР (1975). Награждена Орденом Трудового Красного Знамени (1973), Орденом Дружбы народов (1978), Орденом Дружбы народов (1978), Орденом Ленина (1983). Государственная премия СССР (1972), Премия Совета Министров СССР (1979).Ленинская премия (1982,) —Премия Ленинского комсомола (1985). Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
В Москве открылась выставка группы художников
общества «Мир искусства» – К.Коровина, П.Кончаловского, И.Мешкова, И.Малютина,
А.Лентулова, А.Осьмеркина, Р.Фалька, Н.Синегубова, В.Рождественского,
Г.Федорова, А.Древина и скульпторов С.Коненкова и Б.Королева. «Боязнь жизни,
вялость, растерянность, отсталость от эпохи, отсутствие новаторства, отсутствие
борьбы и воодушевления, недостаток пафоса и изобретательности – вот обвинения,
которые мы вправе предъявить этому старому «Миру Искусства».